Продолжая рассказ о «королевской» символике ювелирных украшений, хочется напомнить то, что в основу этой символики лег некий обобщенный, геральдический стандарт изображения короны.
Реальные короны правителей мира были довольно разнообразны - у некоторых зубчики выглядели как загнутые древесные или цветочные листки, у других как зубцы, в прямом понимании слова (зубы или клыки), а у многих корон зубцы отсутствовали в принципе – например у Британской короны или шапки Мономаха.
Кроме того, существовало множество «административных» корон или венцов – например, на гербах свободных городов, где зубцы короны изображались в виде зубцов городской крепостной стены (так, кстати, дошло и до наших дней).
Современное понятие о внешнем виде королевского венца пришло, несомненно, из геральдики. Но распространение ее в сознании масс произошло благодаря не изучению геральдических сводов, а (не поверите!) распространению игральных карт.
Да-да, основная масса населения, далекая от геральдических нюансов, ассоциировала королевские венцы с изображениями старшинства мастей на игральных картах, широко появившихся в быту с распространением книгопечатанья. И уже после этого стилизованные изображения корон появились на личных печатях, вывесках таверн и магазинов, даже татуировках – и, конечно же, ювелирных украшениях.
Конечно же, никто не заказывал лично для себя настоящую корону на голову, для прогулок по средневековому городу, даже если имеет такую возможность. Но «коронная символика» четко прослеживается в изготовлении колец, перстней и браслетов.
Постепенно значение конфигурации зубцов и их наверший на владетельных венцах утрачивалась, и в ювелирном деле «короной» начинали называть любое изделие, где декоративные элементы чередовались по верху кольцевого украшения, как зубцы в короне.
Как, например, можно назвать это кольцо, если не «корона»?
Изготовленное в виде венца, сплетенного из сердечек – символов любви – оно напоминает корону еще и тем, что зубцы не расположены по всей окружности короны, но сдвинуты к фасу изделия для удобства счета (да, кстати, всплыла еще и вот такая забытая геральдическая традиция).
Невзирая на внешнюю массивность – это, на самом деле, легчайшее золотое кольцо, весом всего лишь в 1.58 золота пробы 585, украшенное несколькими белыми кубическими циркониями.
Автор изделия – мастер-ювелир высшей категории Платонов С.Г., стаж работы – 28 лет.
Страничка изделия находится вот здесь: http://www.rtm-zoloto.com.ua/kolca/koltso-s-kamnyami-4989
***
Подражание венцам в ювелирном исполнении заключается не только в имитации циклически повторяющихся зубцов – историческом наследии «лиственных корон» или «капель с брызгами» Западной Европы. Есть и другие украшения, явно ссылающиеся на «королевскую» символику.
Ровные по верху и затейливо украшенные посередине изделия, повторяющие эстетику византийских и восточных царских венцов, тоже имеют определенный спрос среди ценителей. Венец в этих кольцах и перстнях не столь узнаваем, тем не менее, это ровно тот же «королевский стиль» в восточной обработке. Именно такие венцы носили правители Константинополя. А, впрочем, и многие восточные правители задолго до них – начиная от Вавилона и Ассирии - традиция все та же.
Относительно легкое золотое кольцо в виде византийской короны, массой в 2.72 грамма золота пробы 585. Камни – белые кубические цирконы. Обманчивую массивность «венцу» придает дизайн.
Автор украшения – мастер-ювелир Николаевский А.Э, стаж работы 27 лет.
Страничка украшения на сайте и в нашем интернет-магазине: http://www.rtm-zoloto.com.ua/kolca/koltso-s-kamnyami-1149
***
Вот так древние королевские символы, со своими давно забытыми смыслами и значениями, продолжают жить в современных ювелирных украшениях.